Цены на зерновые в РФ сейчас примерно на 27-30% ниже, чем были в прошлом году, одной из причин их падения стал рекордно большой урожай. Эксперты отмечают, что в ближайшие месяцы резкого подорожания зерна не ожидается и пережить тяжелый период российским аграриям помогает работа на экспорт, передает ТАСС.
Ранее сообщалось, что Россия получила по итогам 2017 года рекордный урожай — 134,1 млн т зерновых. По данным экспертов, цены на внутреннем рынке снизились уже к концу 2017 года. На мировом рынке цена на российское зерно выросла, однако на закупочной цене у потребителей это значительно не сказалось.
Большой урожай и маленькие цены
«Не хватает денег, чтобы поддерживать технологический уровень. Нам предстоит весенний сев — скоро, в марте уже, — но денег выручают за продажу зерна слишком мало, и не хватает на удобрения, средств защиты, семян, топлива и так далее. Цены упали на 27-30% по отношению к прошлому сезону, а топливо, например, выросло на 30%», — сообщил ТАСС руководитель Российского зернового союза Аркадий Злочевский.
Директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов отметил, что на цены влияет избыточное предложение зерна на российском рынке. И в следующем году ситуация значительно не улучшится.
«Предварительная оценка на новый российский урожай построена на средних значениях, трендах — это 128,2 млн тонн в целом, 76,7 млн пшеницы. Вкупе с высокими запасами — 30 млн тонн зерновых — мы выходим на то, что общее предложение зерна может быть примерно на уровне 2017 года: 160 млн тонн в целом, 100 млн тонн пшеницы», — сказал эксперт в пятницу на форуме «Зерно России».
Он добавил, что цены на зерно в 2016/2017 и 2017/2018 сельхозгодах (с 1 июля по 1 июля) рекордно низкие: они опускались до $170 за тонну, сейчас составляют около $200 за тонну. Ситуация похожа на те, что были в 2007/2008 и 2008/2009 сельхозгодах.
«Это были сезоны грустных цен. В 2011 взлетела цена в августе на 50%, и те, кто держал зерновые, смогли их продать. Сейчас мы находимся в такой же ситуации — огромное предложение зерна», — отметил Сизов.
Прибыль от экспорта
Так как российский рынок не может вместить все полученное в 2017 году зерно, его начали активнее продавать на экспорт. Ранее сообщалось, что Россия может выйти на второе место в мире по объемам экспорта зерновых. В июле-январе было отгружено 48 млн тонн, за весь прошлый сезон — 37,7 млн тонн. Официальный прогноз Минсельхоза по экспорту зерна в 2017-2018 сельхозгоду — 45-47 млн тонн по сравнению с 35,5 млн тонн (включая 27,1 млн тонн пшеницы) в 2016-2017 сельхозгоду.
По данным Минсельхоза, в текущем сельхозгоду основными импортерами российского зерна выступают Египет, на который приходится 15,2% в общем объеме поставок, Турция (13,6%), Бангладеш (5,6%), Иран (5,4%), Саудовская Аравия (5%), Индонезия (3,5%), и Ливан (3,2%).
По данным Сизова, рост цен на мировом рынке может начаться уже по итогам текущего сельхозгода, который завершится 1 июля.
«В США (лидер поставок зерновых в мире) рекордно низкие посевные площади <…> мы увидим неминуемо сокращение тех запасов, которые есть, и производства запаса в мире. А у нас поддерживается рост производства зерна, и это может привести к росту цен», — пояснил он.
По словам Сизова, «в России предпосылок для фундаментального роста цен пока нет». Злочевский придерживается такого же мнения, считая, что зерно начнет заметно дорожать только к концу весны. Сейчас цены «слегка подрастают» за счет увеличения продаж на экспорт и льготного, «нулевого», тарифа, который введен на отправку зерна для сельхозкомпаний.
Он добавил, что экспортный рынок РФ активно расширяется, нередко российские компании вытесняют традиционных поставщиков — например, все активнее работают во «французских» Алжире и Иордании. Среди направлений, куда в ближайшее время будут увеличены отгрузки, — Восточная Азия (Индонезия и Таиланд) и Латинская Америка (в том числе, Мексика, традиционно закупающая зерно у США).
Цена и качество
Замдиректора новороссийского филиала Центра оценки качества зерна, специалисты которого следят за качеством и безопасностью отгружаемых на экспорт зерновых, Татьяна Ковтун отметила, что в России система оценки пшеницы отличается от тех, которые применяется за рубежом: российская система классифицирует ее исходя из содержания клейковины, а во многих странах это делают по содержанию протеина.
«За рубежом наши классы не котируются. В основном вывозится пшеница четвертого класса (низший по классификации РФ, который разрешен для использования в продовольственных целях). Отгружают и пшеницу пятого класса, который по ГОСТУ запрещено отгружать на продовольственные цели, а за рубежом покупают. Надо понимать, что кто-то печет хороший хлеб, а кто-то лепешки в тандыре, и для этого нужна пшеница разного качества и разной цены», — уточнила собеседница.
Ковтун отметила, что зарубежные заказчики обычно смотрят не на российские классы, а на содержание конкретных партий. «Как я вижу, каждый покупатель договаривается с продавцом, что он хочет получить и ищет, что ему нужно», — пояснила она.
Сизов добавил, что чем меньше в стране-импортере надбавки в цене за содержание протеина, тем это выгоднее для поставщиков российского зерна.
«Мы видели всплеск премий за протеин в середине прошлого года, когда была засуха в США, которая производит высокопротеиновую пшеницу, и это сказалось на нас. В этом году не думаю, что мы увидим резкий скачок. В Египте — это наш главный экспортер — даже немного понизили», — уточнил эксперт.
Источник: agroobzor.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: