В СМИ и бытовых разговорах все чаще можно услышать, что Беларусь переходит в новую климатическую зону. Редкое лето обходится без тропических ливней, сугробы можно увидеть разве что в старых фильмах, а в последние годы и вовсе замечают смерчи… Каких еще сюрпризов ожидать белорусам от погоды, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал младший научный сотрудник лаборатории климатических исследований Института природопользования НАН Беларуси Иван Буяков.

Еще не субтропики, но и не прежняя Беларусь

 Понятие климатическая зона в нашей практике обычно не используется, — рассказал И. Буяков. — Скорее, речь идет о типе климата, который характеризуется определенным набором метеорологических величин. Территория Беларуси, согласно классификации климатов Б. П. Алисова, располагается в умеренном переходном от морского к континентальному климате с достаточным увлажнением.

По словам специалиста, в ближайшие десятилетия тип климата в Беларуси останется тем же, однако заметно поменяется.

— Из-за потепления, начиная с 90-х годов прошлого века, зимы стали мягче, а лето — жарче, — пояснил И. Буяков. — Фактически, климатические условия в Беларуси стали такими, какие раньше были на севере Украины.

Главным изменением станет ощутимое удлинение теплого сезона. Так, по сравнению с базовым периодом 1961–1990 гг., время активной вегетации растений (когда среднесуточная температура воздуха стабильно превышает +10 °C), уже стало длиннее на 14–17 дней. А тепловые ресурсы, которые получают растения за этот период, увеличились на 400–500 °C. Метеорологическое лето (когда столбик термометра держится выше +14 °C) теперь часто захватывает часть мая и сентября.

— Прогнозы показывают, что к середине нынешнего века полноценная зима с устойчивыми морозами может сократиться до одного месяца, — отметил климатолог. — По сути, она будет напоминать продолжение осени.

В качестве основных причин климатических изменений И. Буяков назвал выбросы парниковых газов (углекислого газа, метана, оксидов азота) и снижение концентрации техногенных аэрозолей (взвешенных частиц пыли, сажи, кристалликов солей и иных твердых частиц техногенного происхождения) в атмосфере.

— Эти аэрозоли блокировали часть солнечных лучей, — добавил специалист. — Соответственно, летом стало жарче.

Также собеседник уточнил: чтобы тип климата изменился, должна либо произойти глобальная катастрофа, либо пройти десятилетия и даже столетия интенсивного повышения температуры воздуха. По данным ансамбля климатических моделей семейства CMIP6, если согласно сценарию SSP5-8.5 выбросы парниковых газов и загрязнителей продолжат расти и удвоятся к середине текущего столетия относительно современного уровня, то среднегодовая температура воздуха в южных регионах Беларуси к 2100 году вместо +8 °С или 9 °С как сейчас, будет составлять +12 … 14 °С. Такие температуры в настоящее время характерны для Черноморского побережья и крайних южных районов умеренного пояса.

Живи под девизом — готовься к сюрпризам

Рассказал собеседник и о главных климатических трендах. Возрастает средняя интенсивность осадков, и при этом снижается их продолжительность. То есть, если раньше осадки были более продолжительные, то сейчас они в большей степени носят ливневый характер. В среднем увеличилось на 1-2 дня количество дней с осадками выше 20 мм. Всего за минуту на квадратный метр может выпадать несколько литров воды, что создает нагрузку на городскую инфраструктуру. При этом общее количество осадков существенно не увеличивается, и из-за более высоких температур возрастает риск атмосферных и почвенных засух летом.

— Абсолютно для всех месяцев года характерен рост температур воздуха, — сообщил И. Буяков. — Наибольший рост температуры за последние 25 лет наблюдается в зимние месяцы и составляет 2,1–2,6 °С относительно базового периода. Из летних месяцев быстрее всего теплеют июль и август. Рост температур воздуха для этих месяцев составляет 1,9–2,1 °С. Наименее интенсивный рост температур наблюдается в мае, сентябре и октябре. Его величина не превышает 1 °С относительно базового периода.

Также никуда не денутся от нас вторжения прохладного воздуха арктического происхождения, вызывающего заморозки в мае и сентябре.

Что касается смерчей, то, по словам эксперта, их действительно стали фиксировать чаще по двум причинам. Во-первых, нагретая атмосфера может содержать больше влаги на единицу объема, что делает грозы мощнее и способными породить воронку. Во-вторых, улучшилась система наблюдений за такими локальными явлениями. Появилось новое оборудование, например, спутники, метеорологические радары. Кроме того, с развитием интернета и массовым появлением гаджетов зафиксировать любое необычное явление стало на порядок легче.

Подарок для аграриев и лесников

Как добавил И. Буяков, изменения несут как возможности, так и риски. Повышение температуры позволит выращивать в Беларуси новые, теплолюбивые культуры, внедрять более позднеспелые и засухоустойчивые сорта уже выращиваемых.

— В Брестской области успешно выращивают грецкие орехи, стало возможно выращивание подсолнечника, дынь и арбузов, — привел примеры ученый. — Кукурузу на зерно теперь возделывают не только раннеспелых, но и среднеспелых сортов. Вместе с тем, традиционным белорусским культурам (лен-долгунец, рожь) становится слишком жарко.

В лесном хозяйстве из-за летней жары и иссушения верхних слоев почвы может почти исчезнуть наше традиционное дерево — ель.

— Поскольку у ели корни идут по верху (а летом эти слои почвы иссушаются), деревья испытывают водный стресс, меньше вырабатывают смолы, на них нападает короед, ельники сохнут, — отметил И. Буяков. — В последнее время достаточно много вырубок стало именно там, где ельники. Если среднемноголетняя температура воздуха в июле превышает 20 градусов, то ели становится некомфортно. Большее распространение получат южные широколиственные породы деревьев — граб, вяз, бук, тополь, ясень.

Эксперт резюмировал, что катастрофы не случится, но адаптироваться придется:

— Надо привыкнуть, что мощные грозы и сильные дожди, чередующиеся с длительными периодами без дождя, станут новой реальностью. Погода становится более контрастной, но Беларусь не превратится в субтропики в обозримом будущем. Нам предстоит учиться жить в новых, более теплых, но и более непредсказуемых условиях.

Источник (текст и фото): www.minsknews.by

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.